Самолет Бе-12 "Чайка"
12 октября 2012 года

Самолет Черноморского флота России Бе-12 разбился в пятницу на западном побережье Крыма в районе аэродрома "Кача".

Ниже приводятся летно-технические характеристики самолета Бе-12 "Чайка".

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 "Чайка" (по кодификации НАТО - Mail) был разработан конструкторским коллективом под руководством Георгия Бериева (ОКБ Бериева). Бе-12 был построен для замены летающей лодки Бе-6.

Свой первый полет самолет совершил в 1960 году.

С 1963 года модель Бе-12 стала поступать на вооружение авиации ВМФ.

В 1969 году на базе этого самолета был создан поисково-спасательный самолет Бе-12ПС, а в 1976 году на вооружение был принят противолодочный гидросамолет Бе-12Н, на который поставили более совершенное поисковое оборудование.

Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка"; лодка - двухреданная; крыльевые поплавки - неубираемые; шасси - трехопорное, с хвостовым колесом, убирается в фюзеляж.

Бе-12 стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. На него устанавливались два ТВД (конструкции Александра Ивченко) с моторесурсом 4 тысячи часов. Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 метра. Для обеспечения жизнеспособности самолета при неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные ГТД АИ-8.

Боевая нагрузка самолета составляет 4-5 тонн на четырех узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-миллиметровые торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.

Бе-12 предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении от мест базирования до 500 километров.

Для поиска подлодок самолет имеет размещенную в носовом обтекателе радиолокационную станцию, а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности аэрофотоаппаратов.

Бе-12 используется морской авиацией Черноморского флота России.

За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.

Летно-технические характеристики:

Длина самолета: 30,1 метра

Размах крыла: 30,2 метра

Высота самолета: 7,4 метра

Площадь крыла: 99 квадратных метров

Двигатели:

Тип: ТВД АИ-20Д

Мощность: два двигателя мощностью 5,18 тысячи лошадиных сил каждый

Взлетная масса: 36 тонн

Масса пустого: 24 тонны

Масса топлива: девять тонн

Масса боевой нагрузки: три тонны

Максимальная скорость: 550 километров в час

Скорость патрулирования: 320 километров в час

Взлетная скорость: 210 километров в час

Практический потолок: 12,1 километра

Максимальная дальность полета: 4 тысячи километров

Тактический радиус действия (при нахождении в районе трех часов): 600-650 километров

Мореходность: три балла

Разбег: 1,2 километра

Пробег: 1,1 километра

Нормальная боевая нагрузка: 1,5 тонны

Перегрузочная боевая нагрузка: три тонны