ОБОБЩЕНИЕ: Самолет-амфибия ЧФ РФ разбился в Крыму, трое военных погибли, один выжил
13 октября 2012 года

Самолет Черноморского флота России Бе-12 потерпел катастрофу в пятницу на западном побережье Крыма. Погибли три члена экипажа - командир, второй пилот и штурман, выжил только радист - он находился в хвостовой части самолета, единственной уцелевшей в этой катастрофе.

Авария произошла в пятницу вечером в районе аэродрома "Кача", в 50 километрах от Севастополя. "Кача" - это отдельный противолодочный вертолетный полк ВВС ЧФ, учебный центр летного состава ВВС ЧФ.

Бе-12 ("Чайка", по кодификации НАТО Mail) - противолодочный самолет-амфибия, поступает на вооружение авиации ВМФ России с 1960 года. Создан в ОКБ Бериева. На самолете установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

На борту самолета, рухнувшего в Крыму, боекомплекта не было.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

Самолет выполнял плановый тренировочный полет. Источник на аэродроме сообщил , что погода в районе поселка Кача была практически идеальной для полетов - солнечная, ясная, безветренная. Видимость составляла более шести миль, волнение моря составляло около 1 балла, сказал он.

Во время захода на посадку самолет завалился на левое крыло и рухнул. По предварительным данным, причиной крушения самолета-амфибии стал отказ левого двигателя. По словам источника в военно-следственных органах, это привело к тому, что экипажу не удалось во время захода на посадку попасть на взлетно-посадочную полосу. В результате машина рухнула рядом с взлетно-посадочной полосой и практически полностью разрушилась.

По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил полетов или подготовки к ним (статья 351 УК РФ), сообщила пресс-служба Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ.

По данным ведомства, сейчас место крушения оцеплено. С наступлением светлого времени суток следователи приступят к его осмотру.

"Из воинской части изымается документация, в соответствии с которой выполнялся этот тренировочный полет. В ближайшее время планируется допросить технический персонал, участвовавший в подготовке самолета к вылету, а также должностные лица, руководившие полетом", - отмечает ГВСУ.

К месту аварии вылетел следователь-криминалист из военного следственного управления СК РФ по Южному военному округу. Предварительное следствие по уголовному делу продолжается. Военная прокуратура Южного военного округа начала проверку в связи с крушением самолета, сообщил официальный представитель военного ведомства.

Полеты самолетов типа Бе-12 прекращены до выяснения причин авиакатастрофы на Украине.

30 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ

Разбившийся самолет находился на вооружении морской авиации Черноморского флота более 30 лет, сообщил источник на аэродроме "Кача".

Самолеты-амфибии Бе-12, ранее состоявшие на вооружении всех флотов ВМФ СССР и России, к настоящему моменту остались только в составе ЧФ.

Бе-12 был построен для замены летающей лодки Бе-6.

В 1969 году на базе этого самолета был создан поисково-спасательный самолет Бе-12ПС, а в 1976 году на вооружение был принят противолодочный гидросамолет Бе-12Н, на который поставили более совершенное поисковое оборудование.

Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка"; лодка - двухреданная; крыльевые поплавки - неубираемые; шасси - трехопорное, с хвостовым колесом, убирается в фюзеляж.

Бе-12 стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. На него устанавливались два ТВД (конструкции Александра Ивченко) с моторесурсом 4 тысячи часов. Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 метра. Для обеспечения жизнеспособности самолета при неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные ГТД АИ-8.

Боевая нагрузка самолета составляет 4-5 тонн на четырех узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-миллиметровые торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.

Бе-12 предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении от мест базирования до 500 километров.

Для поиска подлодок самолет имеет размещенную в носовом обтекателе радиолокационную станцию, а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности, аэрофотоаппаратов.

За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.

ХРОНИКА

В этом году произошло несколько катастроф с военными самолетами. Так, 6 сентября истребитель МиГ-29 разбился в районе аэродрома "Домна", в 27 километрах юго-западнее Читы. Пилот погиб. Боекомплекта на борту самолета не было. Крушение самолета произошло на четвертой минуте полета при выполнении пилотажа на малых высотах.

В Чехии 23 мая во время посадки на аэродроме "Часлав", находящемся в 75 километрах от Праги, у самолета воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан-30 подломилась передняя стойка шасси, машина ткнулась носом во взлетно-посадочную полосу, выкатилась за ее пределы на 200 метров и загорелась. Самолет выполнял полеты в рамках миссии наблюдателей "Открытое небо". На борту Ан-30 находились 23 человека - 14 российских и девять чешских офицеров. В аварии пострадали пять российских военнослужащих и чешский офицер.

В феврале этого года произошли две аварии - 28 февраля в 130 километрах северо-восточнее Комсомольска-на-Амуре разбился многофункциональный истребитель Су-30. ЧП произошло во время испытательного полета Су-30, принадлежащего самолетостроительному заводу в Комсомольске-на-Амуре. Оба летчика успели катапультироваться, один из них получил легкие травмы. Тринадцатого февраля фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился в Курганской области во время выполнения плановых полетов. Самолет упал в Сафакулевском районе на берегу озера Большой Кашкуль в 90 километрах от аэродрома "Шагол" на лесистую местность, на земле жертв и разрушений не было. Штурман и командир катапультировались.